Главная » Информация » Статьи » Статья в журнал "Политехник"

Статья в журнал "Политехник"

20.09.2011 г.


Осипов Игорь Николаевич

кандидат технических наук

Годы обучения в ОмПИ: 1968-1974

Факультет: ФАУ

Специальность: авиаракетостроение

Должность: директор агентства недвижимости «Осипов И.Н.», президент Омского Союза Риэлторов.


В 60-е годы страна жила духом освоения космоса. Ракетостроение казалось пиком достижений науки и техники, было овеяно ореолом таинственности. В ту пору пропагандировались действительно звезды, а не звезды шоу-бизнеса. Возможно, все это и оказало влияние на мой выбор поступить на специальность «Автоматические установки». Тогда она была «закрытая», и мы фактически учились «в темную», достоверно не зная кем будем в итоге.

Вступительный конкурс был большой — 10-11 человек на место. И проходной бал был тоже высоким. Необходимо было сдать экзамены на все пятерки. С 14-ю баллами было собеседование (сдавались 4 экзамена, русский и литература оценивались как «да» или «нет»). Отслуживших в армии принимали вне конкурса. Набирались, в основном, юноши, девушек приняли только 8 из 75 человек. Поступили мы на факультет «Автоматизации», а через год на базе нашей специальности был организован факультет «Автоматические установки».

Наш поток был очень сильным и ровным по составу. Учиться было интересно, особенно на старших курсах, когда «отпустило» - попал туда, куда надо. Учились на нашей специальности мы дольше, чем на остальных факультетах на целый год.

Из преподавателей больше всего, конечно, запомнились кафедральные: Б. Фитилев, Ю. Ярушкин, В. Белицкий. С В. Белицким, в последствие, я работал на кафедре уже преподавателем. А деканом был Б. Фитилев. Юрий Андреевич Зензин много позже открыл для меня науку — благодаря ему я поступил в аспирантуру и защитил диссертацию.

Кафедра была по всем показателям очень молодой. Лабораторные установки часто делали своими руками, а потом на них же и учились. Помню случай, когда был задан вопрос: «Для чего в корпусе ракеты вот это отверстие?» Правильный ответ: «Его случайно просверлил ныне доктор технических наук, заведующий кафедрой Г. Аверьянов».

Или, в связи с режимом секретности, ночью был сделан проем в стене института, через который в демзал кафедры была завезена громоздкая пусковая установка. К утру стена было восстановлена. Все это было сделано руками студентов под руководством легендарной личности — завлаба М.Д. Говора, бывшего офицера-ракетчика. Сегодня его уже нет в живых. С ним мы выезжали на практики в воинские части, с ним увидели подводные лодки, крейсера-ракетоносцы.

Теоретическую механику у нас преподавал Введенский. Это была очень оригинальная личность, он мог поставить экзамен прямо на лекции. Был такой случай, когда он на лекции дал задачу и сказал: кто решит – тому пятерка за экзамен. И когда буквально через 2 минуты прозвучал ответ, он сказал – не может быть. Студента вызвали к доске – это был Константин Баданес, который показал решение и тут же получил отлично за экзамен экстерном. Был еще такой случай. Введенский обычно на экзамене первым трем студентам ставил пятерки. И вот эти первые трое прошли, и из двери влетела зачетка. Он посмотрел на нее и говорит: «За наглость ставлю оценку хорошо». Через мгновение залетает вторая зачетка, но здесь он уже поставил тройку. Потом влетела еще одна зачетка, он на нее посмотрел и швырнул назад.

Всегда тепло вспоминаю В.Н. Белькова, который учил меня быть деканом нашего факультета, работать со студентами. Ректор Н.С. Жилин сделал из меня проректора по учебе. Несомненной заслугой Николая Семеновича считаю то, что он сохранил институт и сделал его университетом в годы анархии и перестройки.

Стройотрядовское движение в Омске началось с политеха, поэтому оно было у нас очень развито. В 70-м году, когда мне самому было 20 лет, я уже вывозил 1500 тысячи студентов в Казахстан на работу. Причем к нам были присоединены белорусские, львовские отряды. Сейчас это кажется невозможным, но тогда к нам было огромное доверие, но и спрос тоже. В каждом отряде было человек 25-40 причем разного возраста от первого курса до последнего. Именно в стройотрядах формировались лидеры, многие потом пошли по партийной комсомольской линии. Например, Владимир Жуков – один из первых секретарей комсомольской организации. Он был из «старых», так мы называли одногруппников, которые были старше нас – пришли из армии. Он в институте отвечал за стройотряды, во время прохождения практики тоже был у нас главным, руководил всеми вопросами. Позже работал начальником цеха, замначальника производства одного из крупнейших заводов на Дальнем Востоке, возглавлял в Казахстане крупный строительный трест. И сейчас он остается организатором и заводилой наших встреч.

Помимо специальных знаний, а из нашего потока вышло много кандидатов, докторов наук, конструкторов высокого уровня, институт научил нас самообразованию, возможности применять себя как личность в любой обстановке. Многие из нас стали организаторами производств, управленцами высокого класса (В. Попов, И. Животкевич, Н. Кузнецов и др.), бизнесменами (К. Баданес, В. Кузнецова, В. Диденко и др.)

Мы были не просто студентами, которые все время сидели за учебниками, у нас было много увлечений. Были развиты художественная самодеятельность, спорт, туризм. В нашем институте учились мастера спорта по шахматам (С. Дергачев-Гросс), по велогонкам (Г. Репин). Мой товарищ В. Нужин увлекался бодибилдингом и увлек им нас. Мы занимались в подвалах, которые предварительно расчищали, ремонтировали, изготавливали спортивный инвентарь – штанги, тренажеры, которые сегодня можно купить в любом магазине. А тогда все делали под заказ. Мы даже организовывали соревнования. Жили мы дружно и весело – развивалось кавээновское движение. Наши команды МТФ и полиграфического факультета выступали на омских сценах, правда, такого успеха как у нынешнего «Полиграфа» у них не было, но команды были на очень высоком уровне. На всех концертах присутствовал ректор К. Машков, он всегда сидел в первом ряду на любой студенческой встрече. Полиграфичекский факультет вообще был полон талантов – они даже художественный фильм «Шпионский страсти» сняли, , один из его создателей Погодаев сейчас работает на омском телевидении. Многое можно вспомнить и из поездок на практику. В одной из них – в Приморский край – у нас организовалась новая семья Рожковых. Дорога была дальняя, и почти весь вагон занимала наша группа, поэтому мы решили устроить маленький сабантуйчик. Придумали повод – розыгрыш свадьбы. Закрыли вагон, сняли дверь с купе для стола и веселились как могли, включая проводников и пассажиров вагона. Только эта шутка переросла в настоящие отношения, а потом и в семью, которая счастливо живет до сих пор. Сильно был развит туризм – ходили в походы по Красноярскому краю, горному Алатау. Причем, маршруты были серьезные. Саша Подскребкин, ныне работающий в Сургуте, сам водил студенческие группы в походы. Мы его «человек-гора» звали.

Какие отношения связывают сейчас нас — одногруппников — самые теплые. Мы регулярно встречаемся, созваниваемся. Многие живут в разных городах. Но всех нас объединяет политех, который подарил не только великолепное образование, но и незабываемые студенческие годы и много друзей.


Осипов Игорь Николаевич




Купить недвижимость в Болгарии
Недвижимость в городах России и зарубежье